На днях с археологами Кириллом Горбенко и Александром Смирновым мы прочесали мыс Лагерного поля с целью поиска храма Деметры, но ничего пока не нашли. Дело в том, что в своей книге «Город Святого Николая» я предположил, что храм Деметры находился на месте Обсерватории. Перечитав внимательно древнегреческий текст 4-й книги «Истории» Геродота, обнаружил, что он его видел в середине V в. до н.э. на мысе берега Гипаниса (Ю. Буга) рядом с борисфенитским селением или городом. Из моих исследований (см. мою книгу «Гомер. Имманентная биография», «Атолл», Николаев, 2001) пребывания здесь Гомера следует, что это была 1-я Ольвия (её нужно искать в районе между Яхт-клубом и Лагерным полем). Она была основана прапрадедом Гомера, Таргитаем, в середине VIII в. до н.э. Именно в Ольвии и родился Гомер 14 сентября 657 г. до н.э. Подробнее об этом, читайте статью «Гомер – миф или реальность?». Вторая Ольвия (возле Парутино) была основана его братом-близнецом, Ахиллом, и сестрой по отцу, Клеопатрой, в сентябре 622 г. до н.э. Гомер в это время 7 лет находился в Египте, где собирал сведения об Атлантиде.
Последние 10 лет занят тем, что обобщаю, собранную за 31 год, доказательную базу, которую надеюсь издать в виде 3-х томной научной монографии под названием «Гомер. Автобиография». Разница в названии с первой книгой вызвана тем, что в 2008 г. мне удалось обнаружить скрытые стихи в открытых текстах Гомера. Именно это обстоятельство и заставило назвать эту книгу Автобиографией. Эту возможность предвидел А.С. Пушкин, когда Николай Гнедич закончил переводить «Илиаду», он ему написал в 1832 г.: «С Гомером долго ты беседовал один, / Тебя мы долго ожидали,..». Так что, придется подождать, когда закончатся мои натуральные беседы с Гомером и будет издана монографии, в ней будут приведены все доказательства сказанному здесь. А пока прошу принять все это на веру, и понять, что это все-таки газетная статья, где нельзя привести все доказательства. О том, что есть научно, а что не научно, знаю не понаслышке, – 12 лет живу на научную пенсию. А молчать об этом не имею морального права – слишком быстро уничтожаются артефакты. На сайте Пушкинского клуба размещены статьи: «Гомер – миф или реальность?» (опубликована в московском журнале ПОэтов №1 в т.г.), «Сфинкс и скифы», в последней разъясняется почему при жизни Гомера не было издано ни одной реальной его биографии. К слову сказать, исследования наших археологов Дикого Сада войдут в доказательную базу по описанию Гомером Алибанта в моей монографии. Впрочем, сами археологи скептически смотрят на все это, ибо работают исключительно с артефактами, а не с текстами. Первая реакция любого ученого (сам такой): этого не может быть?! Вторая нормальная реакция: в этом что-то есть и нужно с этим разобраться. Что касается «ученых соседей», по А.П. Чехову, то у них на все новое есть один ответ: «этого не может быть, потому, что этого не может быть никогда»…
В «Одиссее» (XXIV, 304) Гомер писал: «Я родился в Алибанте», здесь Алибант переводится с древнегреческого, как «Фила усопших». Таким образом, во времена Гомера (VII-VI вв. до н.э.) этот город был уже мертвым – это подтверждается радиоуглеродной датировкой Дикого Сада (XIII-X вв. до н.э.). Не нужно понимать эту фразу буквально, ибо на самом деле Гомер родился в 1-й Ольвии, расположенной вблизи Алибанта. Это всего лишь выражение гордости и значимости этого города мертвых для Гомера. Алибант пользовался колоссальным уважением у киммерийцев и царских скифов потому, что это был город их предков атлантов, спасшихся за 4 дня до катастрофы. Гомер пишет, что жрецы предсказали дату гибели Атлантиды и 10 семей на кораблях перебрались вначале на Кинбурнскую косу, а позднее уже основали здесь Алибант. Именно из-за Алибанта Гомер разместил здесь царство мертвых, Аид, указав, что он находится там, где «народ и город киммерийский» («Одиссея», XI, 14), с асфаделевым лугом на Стрелке (Елисейские поля блаженных), а на Кинбурнской косе он разместил Тартар, т.е. Ад. Гомер и его предки считали себя потомками атлантов, которые были современниками крито-микенской культуры и именно поэтому не признавали себя варварами! Замечу, что первоисточником сведений об Атлантиде является весь род Гомера, в котором из поколения в поколения передавались сведения о ней, но не Платон и его дед Солон. Поскольку греки считали их варварами, то они не могли опубликовать сведения о том, что киммерийская Атлантида владела Грецией. Но, сын Гомера, Телемах-Анахарсис, признанный, как и Солон, мудрецом Древней Греции, умудрился в скрытых стихах рассказать о том, что, при передаче своему другу Солону для публикации «Крития» и «Тимея» («Диалоги» Платона), он заставил его исключить упоминание о Гомере, как авторе, увеличить в 10 раз размеры и время жизни Атлантиды, чтобы ее нельзя было найти в Скифии. На самом деле Атлантида находилась в Крыму в районе Евпатории. Она, вероятно, располагалась на грязевых вулканах – это давало возможность легко вырыть кольцевые каналы, и по этой же причине она легко была уничтожена. Часть берега между мысом Тарханкут и Херсонесом была смыта гигантской волной, достигавшей в Босфоре, по словам Гомера, высоты Геракловых столбов (у Сциллы и Харибды). Цунами пришло сюда после мощнейшего взрыва вулкана Санторин. Дата гибели Атлантиды, приведенная Гомером, совпадает с датой, определенной наукой по радиоуглеродному анализу, около 1400 г. до н.э. (± 100). Подробности гибели крито-микенской культуры (за исключением местоположения Атлантиды в Крыму) описаны в научно-популярной книге И.А. Резанова «Атлантида: фантазия или реальность?» («Наука», М., 1976). Полагаю, что с изданием моей монографии, поиски Атлантиды сосредоточатся у Евпатории, где недавно были обнаружены на дне Черного моря стены города. Таким образом, николаевцам есть чем гордиться, но многие ли из нас понимают значимость этих событий для истории Николаева, Украины и Европы?
Тяжелейший труд археологов должен вызывать всяческое уважение, ибо их руками утверждается историческая истина. Если бы Г. Шлиман не раскопал в 1873 г. Трою там, где ее никто не искал, то «Илиада» и до наших дней считалась бы вымыслом Гомера. Спрашиваю, у архелогов, какие проблемы сегодня решаете в Диком Саду? Кирилл Горбенко говорит о том, что все, что было раскопано, вынуждены были сами же и засыпать землей, ради сохранения помещений, но нужен эскаватор. Нельзя ли, как в прошлый раз, попросить его у Николаевводоканала? Звоню Василию Степановичу Тельпису и он приглашает археологов к себе. Разобравшись, на следующий день выделил эскаватор. Работа здесь необычная, нужно ювелирно сгрести землю, не разрушая памятника. С этим блестяще справился экскаваторщик Виктор Лабунский, а студенты Института истории и права Николаевского государственного университета им. В.А. Сухомлинского зачищают за ним территорию помещения № 14. Пользуясь случаем, от имени общественности хочу поблагодарить В.С. Тельписа за оказанную помощь археологам и понимание исторических проблем города, которое у директора началось с того, что он тщательно восстановил историю Николаевского водоканала.
В перерывах между работой беседую с археологами Кириллом Горбенко и Юрием Гребенниковым. К. Горбенко говорит о том, что сессия Горсовета приняла программу музеефикации древнейшего городища до 2015 г.: ограждение территории (120 м. по верху и 200 м. по линии обрыва), расчистка всей территории, реставрация тех помещений, которые будут открыты для экскурсий. Но денег пока еще никто не выделил и когда это будет пока неизвестно, а проблемы надвигаются уже сегодня, жители окрестных домов выбрасывают сюда мусор. Планируется в цитадели открыть 17 помещений и 3-5 за пределами цитадели в посаде, за границами первого рва городища. Всего раскопано около 45 помещений. Судьба остальных помещений зависит от того, смогут ли депутаты Горсовета отвести землю под памятник до границ второго рва городища. Если удастся принять такое решение, то этот бесценный памятник будет сохранен для будущих поколений в целостном виде! Если же нет, то позор ляжет на всех, кто противился этому решению, ибо Дикий Сад – это памятник мирового значения, и рано или поздно, но он будет взят под эгиду ЮНЕСКО.
Ю. Гребенников считает, что местоположение памятника не уникально, имеется несколько памятников этого времени, аналогичных Дикому Саду, в устье рек, впадающих в Днепр, Днестр и др. Уникальным является высокий уровень урбанизации города. Имеется в чистом виде 4 храма, три из них расположены на пандусе (на подъеме от реки к цитадели). Причем, один из храмов огня был ориентирован на Солнце (от себя замечу, что Гелиос вместе Посейдоном были одними из главных богов атлантов). Найдено несколько мастерских: литейная, такелажная и др. Ряд артефактов свидетельствует о наличии порта при городище и активном обмене товарами с Средиземноморьем (корабли сюда ходили, как домой, – Ю. Г.), анфиладный спуск к нему находится в северной части цитадели. Зимой археологи при поддержке клуба Садко сделали разведку и обнаружили следы портовой части города. Сегодня нужны какие-то 4000 грн., чтобы аквалангисты смогли набить балоны и продолжить исследования границ порта. В случае отыскания артефактов гавани и включения депутатами посада в состав памятника, город Алибант, как и Троя, будет иметь: цитадель, посад и порт.
О чем мечтают археологи? Ю. Гребенников: «Нам бы сюда эскаватор, бульдозер, погрузчик и два КАМАЗа, мы бы за 10 дней привели всю територрию городища в порядок». Кто знает, может в нашем городе, не перевелись еще состоятельные патриоты нашей земли родной и они откликнутся на этот призыв – как никак, а дело имеем с городом атлантов?!.
Между тем, от себя добавлю, что скоротечный побег атлантов позволил им сохранить, из всех видов развитых в Атлантиде технологий, только одну – корабельную, и она выручала киммерийцев 800 лет, вплоть до времени Гомера. Более того, выяснилось, что все предки Гомера, начиная от Таргитая, его сыновей Колоксая и Арпоксая, и до Лика-Лаэрта, Гомера и его сыновей, в том числе Телемах-Анахарсис и даже Муза Гомера, амазонка Клеопатра-Лаэртида, были кормчими и плавали в Египет, Афины и другие страны Средиземноморья. И пусть теперь кто-то скажет, что Кораблестроительный университет, судостроительные заводы, и Дельта-лоцман основаны в Николаеве случайно…
Следует отметить, что учитель Гомера, Аристей Проконесский (734-640 гг. до н.э.), он же Олен, научивший греков (по их собственному признанию) слагать гекзаметры, и Арпоксай,- это одно и тоже лицо. Он приходился Гомеру по линии матери прадедом, по линии отца, – двоюродным прадедом, был мореходом и писателем. Сам же Арпоксай признавался Гомеру, что его отец, Таргитай, тоже был известным сочинителем. Так что, основание европейской культуры заложено киммерийским родом Гомера, действовавшего на протяжении 2-х веков! Но, вот что важно, в трех томах «Аримаспеи», Арпоксай описал киммерийский мир, но именно поэтому греки «Аримаспею» и не сохранили. Гомер поступил мудрее, он заложил в открытых текстах основы греческой культуры, благодаря чему книги его сохранились, но внутри них, в скрытых стихах, он описал киммерийско-скифский мир. Гомер безумно любил нашу землю, считал только ее своей родиной, и размещал на нынешней Николаевской земле все: от Олимпа, до Парнаса и даже Элевсин, после создания здесь его Музой храма Деметры в 607 г. до н.э. Неслучайно в «Одиссее» (IX, 34) он заметил: «Сладостней родины нет ничего и родителей милых».
Анатолий Золотухин, председатель Пушкинского клуба.
В сокращенном виде опубликована в газете «Рідне Прибужжя» за 2 августа 2011 г.