Вашингтон, 1998 г. Сл.-напр.:В.Мартынов, М.Бузник, еписк.В.Родзянко
О МОЛИТВЕННОЙ ВЕРЕ В БОЖЕСТВЕННУЮ ПРИРОДУ
«Бывают странные сближения», говаривал Пушкин. Одним из таких странных сближений стало вручение мне для прочтения в день Рождества Христова поэтом Михаилом Бузником книги Епископа Василия (Родзянко) «Теория распада Вселенной и вера отцов»(М., 1996) с Авторским автографом. Книгу я прочел залпом, «одним духом», как советует ее читать во Введении Автор. И сразу по прочтении, чтобы первое, одухотворенное знакомством с ней, восприятие не было охлаждено «отрезвляющей» логикой разума, сразу же написал эту статью. По той же странной случайности эта статья была написана в день, когда одному из оппонентов Епископа Василия (Родзянко) Стивену Хокингу исполнилось ровно 60 лет, Христу же днем раньше исполнилось 2002 года.
Книга Епископа Василия (Родзянко) имеет 2 подзаголовка «Каппадокийское богословие — ключ к апологетике нашего времени» и «Апологетика XXI-го века». Здесь апологетика подразумевает под собой, исходя из греческого перевода,- защиту, оправдание, ответ на нападки, т.е. книга посвящена защите веры и Православия от нападок. В качестве конкретного предмета научного и теологического спора избрана теория и философия, нашего современника, ученого-космолога Стивена Хокинга, разработавшего современную теорию распада вселенной, основанную на так называемой модели «Большого Взрыва». Анализу этой модели на хорошем научном уровне посвящена первая часть рассматриваемой книги. Вторая часть, посвящена «небу» в духовном смысле. В ней Автор, опираясь на великих капподокийцев, прежде всего, Василия Великого (ок. 330-379 гг.), его брата Григория Нисского (ок.335 — после 394 гг.) и Григория Богослова (Назианзина) (ок. 330 — ок. 390 гг.), научно, философски и православно отвечает на вопросы Стивена Хокинга и за этим уверенно утверждается в основах своей веры, т.е. останавливает распад своего духа.
Общее содержание книги свидетельствует о том, что Православие может быть канонически строгим, соблюдая установленные догматы, и в то же время может не быть ортодоксально консервативным. Католицизм в этом отношении оказался куда более практичным, если учесть заявление Ватикана в1951 г. о признании теории «Большого Взрыва», как вполне согласной с Библией. Книга по своему содержанию весьма близка к пророческим сказаниям по наличию в ней синкретизма (в части обоснования первородной нераздельности Святой Троицы) и имманентности (убеждают примеры из личной жизни Автора).
Теперь по сути вопроса не в порядке критики только что сказанного, а о попытке увидеть то, что может следовать за нынешней теорией, ибо ничто так не преходяще, как наши знания. И в этом смысле теория «Большого Взрыва» — может оказаться результатом очередного грехопадения человечества, а мир Божий, как сиял, так и будет сиять в своей непогрешимой неизъяснимости. И, мне представляется, что недалек тот день и час, когда Господь Бог вернет на место удаляющиеся от нас (подумать только!) со сверхсветовой скоростью галактики и сверхгалактики (не ясно почему при этом они не аннигилируют?!), объяснив красное смещение в их спектре излучения, наблюдаемое нами, материальностью вакуума или старением фотонов. Вероятнее всего реликтовое излучение, обнаруженное радиоастрономами и трактуемое ныне, как прямое свидетельство «Большого взрыва», является не чем иным, как электромагнитным излучением вакуума. Затем, через какое-то, отпущенное Богом, время окажется, что и материальность вакуума была очередным грехопадением… Неисповедимыми бывают только пути Господние, но не людские. Говорю об этом не голословно, ибо 30 лет своей жизни посвятил решению проблемы турбулентности и акустике ее излучения. Вихри, вращающиеся в воздухе или в воде, мало чем отличаются от завихренных галактик. Проблема турбулентности рассматривалась мною, как пограничная проблема между микромиром и макромиром. Ключевым для решения проблемы турбулентности, по моему мнению, должно было быть обнаружение акустического излучения однородно-изотропной турбулентности. По аналогии с излучением абсолютно черного тела, которое привело Планка и Энштейна соответственно к выделению и использованию постоянной Планка, а затем уже к формулировке основ квантовой механики де Бройлем и Бором. В 1968 году мне, волею Божьей, удалось после долгих поисков найти условия, при которых существует не локально, а целиком однородно-изотропная турбулентность, и провести эксперимент, в результате которого были измерены спектры ее акустического излучения, при этом был обнаружен и так называемый второй звук при нормальных условиях в воздушной среде. Ранее второй звук был найден в открытом акад. П.Л. Капицей явлении сверхтекучести в жидком гелии при сверхнизких температурах, за что он был удостоен Нобелевской премии в1978 г. Так что реликтовое излучение вполне может быть электромагнитным излучением однородно-изотропной турбулентности вакуума. Если это так, то рамки действия теории «Большого Взрыва», как это было всегда в науке, будут ограничены скорее всего размерами галактики или сверхгалактики, а не вселенной. До сих пор мои фундаментальные эксперименты никем не повторены и результаты их мною еще не опубликованы. Понятно, что рано или поздно они будут повторены. Пока же, вероятнее всего, они могут быть скорее использованы в злобных целях, чем для добрых дел. Это хорошо видно на примере создания и использования ядерного и термоядерного оружия — дай нам, Боже, избавиться от него, а также и от АЭС!
Как сказано в Библии «познание умножает скорбь». Первозданной скорбью явилось вкушение Адамом и Евой от Древа Познания в Раю и изгнание их Богом на землю. Как пишет Епископ Василий (с. 138) «Есть три состояния единосущия человечества»:
1. первобытного в Раю;
2. в изгнании из Рая, на этой земле;
3. в Царствие Божием на небе, после смерти и всеобщего Воскресения.
Эти три разных состояния нельзя смешивать. Первое непосредственно связано с Богом Творцом, как Его Троический Образ. Второе — «рассечение на тысячу частей»(Василий Великий) грехом, но не уничтоженное силой Промысла Божьего. Третье — восстановленное Новым Адамом — Христом и торжествующее.»
И еще далее цитирую его же (с.182): «Основа этой молитвенной поэзии — в глубоком догматическом богословии святых отцов — каппадокийцев, основа эта тринитарного характера… коренится в Божественной бездне Пресвятой Троицы, в ее Бытии, в Ее Любви, в Ее Единстве: В нерожденности Отца, в рожденности Сына, в Исходности Святого Духа: Я -Ты — Он — Мы — Я! Нет рассечения единосущности — есть раздельноличность Любви!»
Раздумывая над утверждениями Епископа Василия и защиты им Православия, нетрудно видеть, что оно лежит в русле современной науки о развитии планеты Земля и неплохо коррелирует с основами философии динамического дуализма. Последняя, как мне кажется, должна сменить господствующие на Западе и Востоке идеалистическую и материалистические философии, сохранив диалектику, как самый совершенный способ познания. Но, вначале остановимся на теории Ноосферы, развитой акад. В.В. Вернадским, согласно которой уже в наше время на смену Биосферной фазы развития Земли должна прийти Ноосферная, в которой роль и влияние человеческого Разума на развитие нашей цивилизации должны быть уже определяющими.
По идее разбитое на части первородным грехом человечество должно быть собрано воедино, до уровня первородного Адама в Раю, благодаря наличию сети Интернет, развитию демократии, устранению государственности, созданию гражданских локальных сообществ, после ядерного и обычного всеобщего разоружения etc. Понятно, что воскрешение первородного Адама невозможно без наличия когерентных, т.е. согласованных, однонаправленных действий индивидуумов на всей планете, без действия планетарных Разума, Совести и Мудрости вместо политической ООН. Определяющая роль в Совете Разума Земли должна быть отведена ученым, в Совете Совести — религиозным деятелям и просто святым людям по образу жизни, а Совет Мудрости, принимающий решения по развитию и безопасности Ноосферного сообщества, — должен быть отдан остальной общественности, доминанту в которой должны составлять люди искусства. Искусство должно стать инструментом познания. Альтернативой этому воскрешению райского Адама может быть только гибель человечества от бесстыдства науки или от религиозного фанатизма, обращенного в терроризм. Человечество должно пройти в Рай Ноосферы в сомнениях и колебаниях между стенами коридора, выстроенными наукой и религией. Если только будет разрушена хоть одна из этих стен или же они будут искусственно объединены — амплитуда колебаний в развитии возрастет, ориентиры развития будут утрачены и это — прямой путь к гибели. Точно также должно по возможности сохраняться разнообразие всего сущего, видимого и невидимого, как основной источник жизни на Земле. Ныне наблюдаемое быстрое угасание разнообразия — свидетельство ускоренного старения и близкой гибели нашей цивилизации. Всеобщее Воскрешение в Носферном сообществе состоится, если кроме биологического разнообразия, защищенного сегодня резолюциями ООН, будет защищено и сохраняться также и духовное разнообразие (национальные культуры, религии и т.п.). Т.е. глобализация должна не подавлять локальные сообщества, а развивать.
Теперь о Пресвятой Троице и философии динамического дуализма, основным утверждением которой является то, что первый философский вопрос (Что первично: Материя или Дух?) — глупый вопрос! Первично и то, и другое одновременно, но каждое из них везде и всегда переходит друг в друга — отсюда динамизм! Таким образом, Материя, Дух и Движение образуют Триединство, которое, вероятно, подобно Святой Троице и потому всегда неразделимо. Весь мир, от камней и праха земного до солнечных плазмы и ветра оказывается живым и одухотворенным. Что здесь есть Святые Отец, Сын и Дух — решать богословию. Еще более интересны для церкви результаты ответа философии динамического дуализма на второй философский вопрос — познаваем ли мир? Оказывается принципиально непознаваем потому, что чем глубже мы проникаем в познание Материи (это делает наука), тем больше мы в ней уничтожаем Духовное начало (за это отвечают религии), и наоборот. Здесь действует принцип дополнительности: Материя х Дух = const! Следует иметь ввиду, что агностицизм философии динамического дуализма никак не ставит на повестку дня вопрос невозможности познания отдельно Материи и отдельно Духа, но утверждает только принципиальную непознаваемость неразделимого комплекса Святой Троицы: Материя + Дух + Движение. Так что, без Веры жить невозможно и Вера становится одним из элементов познания мира. Весь вопрос состоит только в том насколько красива, последовательна и совершенна эта Вера. Выражение Достоевского о том, что «Красота спасет мир!» приобретает утвердительную форму: Любовь, Красота и Гармония везде и всегда спасают материальный и духовный мир от гибели и делают это с Верой!
Каждый из Гениев-Пророков Моисей, Гомер, Христовы Апостолы, Василий Великий, Иларион-Никон (Баян в «Слове о полку Игореве»), Кирилл Туровской (автор «Слова о полку Игореве»), заложили основы Пра-вославия и Духовной Красоты на нашей земле. Замечу только, что (см. мою книгу «Гомер. Имманентная биография», Николаев,2001 г.) Гомер был киммерийским царем (657 — 581 гг. до н.э.), родился на земле нынешнего города Николаева, названного в честь Св.Николая, и почил на острове Березань. Он был знаком с Пятикнижием Моисея, заложил основы культуры Европы, создал хронологию, алфавит и язык, на котором Апостолами был написан Новый Завет и затем многие творения великих отцов, в том числе и капподокийцев, а также догматы и каноны Вселенских соборов. Несмотря на подвижничество Пророков и даже спасительную крестную смерть Христа, за три тысячелетия существования человечество так и не приблизилось к исполнению основных из 10 заповедей Блаженства. В чем здесь дело? Не в том ли, что, наследуя Адама, человек поставил себя в центр всего сущего? Не в антропоцентризме ли дело или, как говорит об этом Епископ Василий (с. 35), ссылаясь на Хокинга, не в «антропном принципе» ли заключена главная греховность человечества? Как известно, наука то и делает, что спасается от антропоцентризма в своих представлениях о мире: то солнце вращается вокруг нас, то ныне галактики разбегаются исключительно от нас в макромире, то в микромире все зависит от наблюдателя, то объявляется все относительным, то неопределенным и т.д. и т.п. Еще недавно, лицемерно руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека», мы уничтожили массу лучших людей, природу и довели дело до Чернобыля. Но, только ли наука повинна в антропоцентризме, а религии, разве они не причем? Моисею Бог являлся в образе неопалимой купины, но Бог сотворил Адама и нас, как осколков Адама, по образу и подобию своему. Разве культы личности, которые время от времени уничтожали все и вся и, более всего, истинно Святое, стоящее у них на пути, не являются ли они примерами социального антропоцентризма: царь — наместник Бога на Земле? Не кроются ли главные причины проявления антропоцентризма и нашего Адамового грехопадения в наших претензиях на богоподобие и это-то при нашем вопиющем ничтожестве перед вселенной и Природой, как Божеством?!
Вопросы, вопросы, вопросы… И пока на них не найдены ответы, нам ничего не остается, как верить в Божественность Природы, жить с Ней в согласии, не возносясь над Нею и не насилуя Ее, а склоняясь коленопреклоненно в молитвенном почтении перед Ее Божественной Красотой…
Господи, прости мне моё нищетоумие, греховные заблуждения и направь на путь истинный!
8 января 2002 г.