Доклад на собрании общественности Николаева, посвященный 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина

К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина

 И НЫНЕ, И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ…

Великие поэты приходят к нам, как пророки. Но, Библия справедливо утверждает, что нет пророков в своем отечестве. При кажущейся всеобщей любви к Пушкину он, по сравнению с другими гениями мира, находится почти в небрежении. Приблизилось 200-летие со дня рождения поэта, а до сих пор не имеем Полного академического собрания его сочинений с комментариями, не закончена Летопись жизни и творчества, только сейчас издаются факсимиле его рукописей, не создана Пушкинская энциклопедия, не написана полная биография, неверно определены адресаты его лирики, не понята и неправильно истолковывается проза, поэмы и т.д. Перестало действовать Международное Пушкинское общество. И хотя, справедливости ради, следует все же сказать, что сделано и делается многое для сохранения памяти, изучения жизни и творчества А.С. Пушкина, но, чтобы там ни говорили, — нам этого всегда будет мало…

При всем этом И.Андроников как-то заметил, что мы знаем о Пушкине больше, чем о самих себе. Это ощущение, вероятно, возникает от того, что, с одной стороны, книги Поэта раскупаются практически мгновенно, а с другой — мы довольно много говорим о Пушкине, и за всей этой суетой так или иначе возникает представление о полной изученности гения. Помню, как директор Одесского областного архива, колоритный грек, прочитав в письме-отношении тему моих исследований (Пушкин и Николаевщина) с удивлением воскликнул: «Разве о Пушкине не все известно?!». Понимаю, многие подумают: а так ли уж важно знать те или иные подробности из жизни поэта, если есть его произведения? И они окажутся правы,если говорить только о внешней, чувственной стороне того или иного произведения. Если же пытаться проникнуть во внутреннюю, духовную ипостась, то тут без знания подробностей жизни просто не обойтись. Жизнь и творчество поэта настолько неразрывны, что, говоря о гениальности творчества, самым необходимым образом мы должны признать и то, что жизнь Пушкина была так же гениальна, как и его творчество.
Что это значит на деле? Прежде всего то, что поэт прошел свой жизненный путь самым рациональным образом, практически без потерь, для своего главного назначения. Не зря, будучи в Одессе, Пушкин признавался, что готов два часа работы за столом в канцелярии Воронцова променять на два года каторги в Сибири, и что он менее всего хотел бы зависеть «от несварения желудкасвоего начальника» — и уж совсем пророчески поэт заметил: «Независимость и самоуважение одни способны возвысить нас над мелочами жизни и над бурями судьбы«. Написав на знамени своей жизни эти два качества, поэт никогда им не изменял, более того, опираясь на них, он всегда старался идти навстречу страху…

Пушкин был идейным вдохновителем восстания декабристов и только суеверие спасло его от виселицы. Николай I-й более, чем кто-нибудь понимал значение его поэзии для возбуждения восставших и потому приказал извлечь из дел декабристов все стихи поэта и сжечь их. Ключевым и переломным моментом в судьбе Пушкина стала его встреча с царем в Москве 8 сентября 1826 года, на которую поэт приехал со своим стихотворением «Пророк», намереваясь вручить его царю в случаенегативного исхода встречи. Но, царю выгодно было сгладить перед общественностью впечатление от только что прошедшей казни, ссылки в Сибирь многих его товарищей-декабристов, и он для видимости «простил» Поэта, став его персональным цензором. Эта встреча на все оставшиеся годы многое предопределила в творчестве поэта. Когда в ноябре 1826 года Поэт все-таки понял, что Николай I-й его простил «для всех», но не для себя и потому будет искать случая, чтобы ему уготовить участь повешенных декабристов, Пушкин не испугался и стал раздумывать над своей участью.

Таким образом, мне удалось уловить момент осознания Поэтом этой истины. В это время он на одной из страниц своей рукописи стал записывать стихотворение «И я бы мог, как шут…»(пятеро повешенных декабристов висели в колпаках) далее возможно должны были появиться строки «…на верви, висеть по манию царя», но Пушкин зачеркнул слова «как шут» и стал рисовать виселицу, Николая-I, Сперанского, Аракчеева и думать кем же ему быть, если не шутом? Не буду излагать всего анализа драматургии этой чрезвычайно важной страницы рукописи, отмечу только, что в конце своих размышлений Поэт все-таки нашел свой гражданский идеал, на который и стал равняться в дальнейшем — это был Н.С. Мордвинов. Первый адмирал Черноморского флота(был назначен Екатериной в Николаев, в Адмиралтейство после смерти Потемкина), сенатор, академик, которого декабристы прочили в свое правительство, единственный из всего Верховного Суда, кто не подписал смертного приговора пятерым декабристам, пережив трех царей, он служил не двору, а России, сразу же после восстания декабристов он написал Николаю записку о невозможности смертной казни, даже если бы это было покушение на царя.

Осознав свое положение, Пушкин вначале попытался «облегчить» царю решение задачии попросился на европейский театр Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Но, царь разгадал замысел Поэта и не пустил его, — слишком очевидной была бы причина гибели для всех. Тогда Пушкин, не спросясь, умчался в 1929 году, в Арзурум, на азиатский фронт, где в конной атаке испытал себя в бою с турками. Едва узнав об этом, командующий армией Паскевич, испугавшись гибели тогда уже известного поэта, подарив ему саблю, отправил его в обратный путь. В этой поездке Пушкину было суждено встретиться с гробом покойного А.С. Грибоедова, автора бессмертной комедии «Горе от ума». Один из умнейших людей России погиб в соответствии со своим пророческим высказыванием: «Всем глупым счастье от безумья, всем умным — горе от ума.».


Эта же участь не минула и Пушкина. Николай даровал Пушкину свободу и вместе с тем, используя весь свой административный аппарат, всячески старался натянуть шутовской колпак на поэта. При ближайшем рассмотрении, однако, этот колпак выглядел медленно затягивающейся петлей виселицы. Как еще иначе назвать жесточайшую цензуру, постоянную слежку, перлюстрацию переписки, в том числе и семейной, назначение камер-юнкером, насильственное прикрепление ко двору и, наконец, мерзкое покушение на честь семьи?! Пушкин, не теряя достоинства, противился насилию всей силою своего таланта. Однако эта неравная борьба, во многом скрытая от современников, в конце концов, окончилась гибелью поэта. И чем глубже мы проникаем в тайну этой гибели, тем все отчетливее просматривается так тщательно скрываемая современниками, роль царя и его окружения, которая, собственно, и поставила поэта на край пропасти. Николай остался верен себе. Так же фарисейски, как он отдал решение судьбы пятерых декабристов суду, так и убийство Пушкина он перепоручил Дантесу.

Отдавая дань суеверию поэта, заметим, что он погиб не только от белой головы лошади (Дантеса), но и от белокурого наездника (Николая), управлявшего ею. Современники Пушкина свидетельствуют, что видели поэта плачущим накануне своей свадьбы в Москве, во время встречи нового года в 1831 году, когда он слушал в исполнении известной тогда цыганки Тани Демьяновой песню «Ой, матушка, что во поле пыльно?!». Пушкин оплакивал потерю своей независимости, он понимал, что теперь ему нужно будет отвечать за двоих, а это значительно упрощало задачу царю. Десять лет Пушкин шел навстречу своей гибели с полным пониманием того, что по воле царя это может случиться в любой день. Помните: «День каждый, каждую годину привык я думой провождать, грядущей смерти годовщину меж них стараясь угадать.». Высшая низость Николая I-го состояла в том, что он ЛИЧНО, никому не перепоручая, неминуемо и неумолимо поставил Пушкина перед необходимостью защиты чести Натальи Николаевны на дуэли. Этика того времени позволяла чиновнику более высокого класса(что уже говорить о царе) отказать в вызове на дуэль чиновнику низшего класса. Простое покушение на царя было ниже достоинства Поэта. Всех, кто пытался публично оскорбить царя из-за покушения на честь их жен, делали в глазах света сумасшедшими.

У Пушкина просто не было другого выбора, как передать всю глубину своей трагедии путем создания произведений, в которые нужно было вложить такой символический смысл, чтобы можно было преодолеть личную цензуру царя. Не зная этого, разве можно понять тайный, символический смысл многих его произведений, написанных в этот период (поэм «Анджело» и «Медный всадник», стихотворений «Не дай мне бог сойти с ума…», «Пора, мой друг, пора…» и др.) как реакцию творца на угрозу его физического уничтожения, как реальное преодоление этой угрозы в гениальных произведениях. В связи с этим можно даже сказать, что степень совершенства его творений была прямо пропорциональной глубине его общественно-личностной трагедии. Поэт справедливо рассчитывал, что со временем все тайное в его произведениях, рано или поздно, но обязательно станет явным и справедливость все-таки восторжествует. Именно в связи с этим он говорил, что «Истинна сильнее царя!». Суть этой трагедии, однако, остается до конца неизученной к стыду всех поколений пушкинистов.


Мне представляется, что может быть самой важной жизненной миссией Пушкина было то, что Поэт всей силою своего таланта противостоял государственной машине и погиб в открытом бою, не позволив надругаться над собой. Во все времена духовные лидеры нации одним своим существованием (а Пушкин был им, есть и будет таковым всегда!) противостояли физической власти, при том, что представители последней всегда разыгрывали из себя отцов народа. Во все времена любая государственная (физическая) власть утверждала себя с помощью тайных канцелярий и тайного института доносов и предательства. Известные публикации и исследования о тайном надзоре за Пушкиным — это всего лишь верхушка айсберга этой важнейшей проблемы. Поэт выдержал более чем 20-ти летний надзор, который был значительно усилен после восстания декабристов. Не случайно, подводя итоги расправы над восстанием декабристов, отвечая на реплику П. Вяземского, что «…вся России для него сделалась лобным местом…», Пушкин с горечью заметил:
«На всех стихиях человек: Тиран, предатель или узник.».


Все честные люди по сути своей всегда остаются узниками именно своей совести. Предателями становятся только те, кто оказался способным переступить через собственную совесть, все остальное — производное этого шага. И это будет верным, пока не будет устранен
институт государства, каким бы демократичным он ни назывался, ибо только физическая власть разделяет людей между собой и только духовная призвана их объединять. Принципу «разделяй — и властвуй», духовная власть противопоставила всемирную, всеохватывающую Любовь, призванную преодолевать все, что нас разделяет. Творчество Пушкина, переполненное Любовью к Природе, Людям и Жизни, как нельзя лучше соответствует этому назначению. Читайте Пушкина и вы многое поймете в нашей непростой жизни и общественной, и личной!


К сожалению, и сегодня мы все еще остаемся в плену вчерашних идеологий царского двора и нашего революционного прошлого, которые общественную трагедию Пушкина низводили до узко семейной драмы, а всю жизнь поэта представляли чуть ли не образцом распутства. Между тем, например, угроза отравления поэта в это время могла быть довопьно реальной — Николай понимал, что пишущий Пушкин страшнее живого Рылеева. Не исключено, что обращение Пушкина к теме отравления в стихотворении «Анчар» и трагедии «Моцарт и Сальери» были не случайными и в какой-то мере служили предупреждением царю-цензору. История России изобиловала отравлениями неугодных. Об отравлении основателя Одессы де Рибаса писалось много, а вот об отравлении основатепя нашего города Потемкина ничего не известно. Между тем, работая в одном из архивов Петербурга, я натолкнулся случайно на записку одного из придворных сановников Екатерины-II, который свидетельствовал, что она направила только что вернувшегося после обучения из Европы молодого пекаря Потемкину с целью отравить последнего. Нужно заметить, что подробное описание смерти князя вполне соответствует этому, да и мотивы понятны — Екатерина боялась умереть раньше Потемкина, смута была 6ы обеспечена. Более подробно о величии и трагедии жизни Пушкина я писал уже в статье «Пророк России» («Радянське Прибужжя» за 6 и 9 июня 1992 года), в которой представлен мой вариант разгадки тайны гибели поэта. Здесь же хочу добавить, что гениальность поэта позволила ему задолго до гибели угадать не только убийцу (речь, идет о записи в «Дневнике» имени Дантеса), но и дату своей кончины — в «Пиковой даме» — туз пик, как известно, означает смерть, а тройка и семерка, по-видимому, 37-й год …


Ф.Достоевский в своей потрясающей речи при открытии памятника Пушкину в Москве, 6 июня 1880 года(после которой уже никто не осмелился выступать в тот день) говорил о «всемирной отзывчивости Пушкина» и о том, что «Пушкин есть пророчество и указание» и в этом смысле «…он есть явление невиданное и неслыханное». Далее, опираясь на анализ
жизни и творчества Пушкина Ф.Достоевский сделал чрезвычайно важный для нас с вами вывод: «Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей.». Пушкин, действительно, как и А.Мицкевич, мечтал о том времени, «Когда народы, распри позабыв, В великую семью соединятся.». И мы мечтаем о том времени, когда завершится ядерное и обычное разоружение, а затем и разгосударствление, когда экопоселения, экодома, объединенные по всей Земле в сети Интернет, станут основой подлинной демократии, когда государственный аппарат подавления всякого свободомыслия отпадет и мы, приобретя подлинную социальную независимость (разделенные материально), духовно объединимся в Ноосферном сообществе. Это может не сбыться только в одном случае, если Человечество задохнется в бессовестности безальтернативного развития и потом уже неважно что будет следствием — ядерная война, сотня Чернобылей или еще что-то…


В связи с этим, как эколог, хочу напомнить свою точку зрения, что идеология выживания должна базироваться не только на сохранении биологического (материального), но и культурного (духовного) разнообразия, как комплексной основы жизни на Земле! Из этих соображений я и выступаю перед вами с этим новогодним эссе. Нам
нужно искоренять марксиско-ленинскую теорию о первичности материального мира и вторичности духовного, ибо духовное и материальное в любом «нечто» можно разделить только условно на эти две составляющие, чем занимаются в отдельности науки и религии. И пустьони занимаются этим и дальше, образуя тем самым для Человечества две предельные крайности, между которыми, как по коридору, мы должны войти в будущее. Высшее Искусство Жизни состоит не в разделении этих двух составляющих Природы, а в их Гармоническом и динамическом единении — помните формулу Ф.Достоевского — МИР СПАСЕТ КРАСОТА! Я думаю, что Миром правит Красота и потому Она в сущности своей уже спасает мир. И в этом смысле жизнь Пушкина является редким образцом Красоты и Гармонии Природы Человека.


На протяжении всего культурного(духовного) развития (прошу не путать с развитием цивилизации, для которой более важными являются материальные блага) Человечество продвигалось в своем развитии именно благодаря разнообразию и множеству национальных культур. Дочь Л.Н.Толстого, Софья, точно заметила, что на Западе есть Цивилизация и нет культуры, в России же есть Культура и нет цивилизации. Яркими и обобщенными выразителями каждой из культур были национальные Гении, продвигавшие своим существованием и творческой деятельностью их развитие на сотни лет вперед. Таким обобщающим Гением и наиболее ярким выразителем всей русской культуры является А.С. Пушкин. Несомненно обобщающий характер Пушкинской гениальности был обусловлен тем, что он занимался развитием самой главной составляющей любой национальной культуры — её языка. Гений Пушкина даровал нам наш современный русский язык, именно это обстоятельство более всего способствовало ускоренному развитию русской культуры во всех ее отраслях и науках. Приведу пример того, что
талант В.И. Даля решил противоположную задачу — сохранил нам допушкинский язык, который сегодня, через 200 лет, в большинстве своем уже забыт. Без известного Толкового словаря В.И. Даля мы попросту не смогли бы разобраться в культуре России за последние XIII веков ее развития. Не знаю, но может быть именно поэтому свыше было предопределено именно В.И. Далю отпустить душу Пушкина на волю, ведь Даль же находился за 2000 км., в Оренбурге, но, подишь ты, зачем-то взял отпуск, приехал в Петербург и, узнав о дуэли, пришел к нему, и уже, как врач, не отходил от него до самой кончины.


Пушкин был исключительно совестливым человеком — прочтите всего одно его стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и вы поймете, что он был глубоко религиозным человеком, если отождествлять Природу с Богом. Как это ни парадоксально, но высшее проявление совести человека состоит в том, чтобы «день каждый, каждую годину…» помнить о том, что мы не вечны в своем материальном бытие и потому должны быть достойными продолжения ее в духовной ипостаси. Как ни один из Гениев мира, Пушкин дает нам редчайшую возможность исследовать феномен Гения, как такового. Он предвидел, что будут изучать его рукописи («Храните, рукопись, о други, для себя…»), его жизнь(вел дневники, делал зарисовки
лиц, окружавших его) и поэтому, как никто другой, заботливо старался донести все возможное о своей жизни для будущих поколений.


Пушкин, как Поэт, ставил Женщину превыше всего сущего на земле. Он, например, никогда не написал бы, как Лермонтов, по отношению к женщине — «Я не унижусь пред тобою…». За всю свою жизнь он ничем не оскорбил ни одну из женщин, которых любил. Даже Идалии Полетике, как царской сводне, он написал всего лишь небольшое стихотворение, которое ее точно характеризовало. Прочтите его письма к женщинам — это вершина изящества, изысканности и совершенно неожиданных оборотов речи. Например, Елизавете Хитрово, дочери Кутузова, которая «язычески любила» Пушкина, была старше его на 16 лет, и которая так часто, как мы теперь говорим, «доставала
его всюду», поэт ни одним своим жестом, ни словом не позволял себе огорчить ее. В письмах он мог ей высказать иносказательно все и тут же написать со всей серьезностью — но, к Вам это не имеет никакого отношения… Поэт не был бы поэтом, если не любил бы многих женщин. Но при этом, нужно особо отметить, каждая из них была его музой, пусть и мимолетной. И наряду с этим, одна из них, Софья Потоцкая, была его утаенной, недостижимой, Великой Любовью и потому непреходящей Музой во всей его жизни. Как ни один поэт мира, он прекрасно чувствовавал и мог выразить особенности других национальных культур. Пушкин обладал абсолютной памятью на все прочитанное и виденное, прекрасно рисовал, плавал, фехтовал, стрелял, ездил на лошади, был физически здоровым человеком и соединял в себе казалось бы совершенно несоединимые человеческие качества, на равных и с одинаковым успехом мог разговаривать с царем и крестьянином. Говоря о Пушкине, польский поэт Адам Мицкевич очень точно заметил: «Ни одной стране не дано, чтобы в ней больше, нежели один раз, мог появиться человек, сочетающий в себе столь выдающиеся и столь разнообразные способности, которые, казалось бы, должны были исключать друг друга.».

Гениальность неповторима и неподражаема. Неслучайно Пушкин в «Моцарте и Сальери» говорит о Моцарте, что «наследника нам не оставит он». Между тем, Гоголь говорил о Пушкине, что это русский человек в своем развитии, который явится нам, может быть через 200 лет. Срок, как говорится вышел, но что-то не видно этого человека. А суть дела заключается в том, что внутренняя сущность человека как такового не изменяется, хотя при этом он и способен изменять внешний мир. Собственно говоря, только поэтому вечны для нас искусство, а с ним и его гениальные творцы. Так устроена природа человека. Коллективно мы все развиваем цивилизацию (материальный мир), и в основном Гении, продвигают развитие культуры(духовного мира). Не зря заметил Пушкин о себе и Моцарте: «Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов»! Так что, каждый из нас, смертных, придя в этот мир, должен совершить те же ошибки, что совершали его далекие предки, — опыт не наследуется, и другого нам не дано. И только Гениям, как высшему проявлению Человеческого Духа, отпущено природойвидеть то самое непреходящее, что и составляет сущность этой повторяющейся жизни, которую поэт Андрей Вознесенский так точно выразил в нескончаемой видеоме: ма-ть-ма-ть-ма-ть-ма-ть-ма-ть…

Но, если нам не дано гениально повториться в творчестве, то почему бы не учиться у гениев Искусству жизни? И, наконец, приведу еще те пророческие слова, которыми закончил свое непревзойденное выступление Ф.Достоевский, как завещание (через 7 месяцев его не стало), при открытии памятника Поэту в Москве: «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем…». Каждый человек есть тайна, но от прикосновения к тайне Гения становишься вдвойне человеком. Грустно думать о тех, кто, переоценив себя, решается похлопать Пушкина по плечу в «прогулках с ним». Дай-то Бог, кому-нибудь из нас дотянуться хотя бы до подошвы ботинка Поэта… Думаю, что в нашем мире нет более глубокой тайны, чем Природа Гениальности. И если бы даже нам удалось собрать все поколения людей, ушедших от нас и тех кто еще придет, то окажется, что все они, вместе взятые, не смогут заменить собою ни одного из Гениев! Не случайно Гений Украины Т.Г.Шевченко написал непревзойденное стихотворение «I мертвим, i живим, i ненародженним землякам моїм в Украйнi i не в Украйнi моє дружнєє посланiє». Не помню кто, но кто-то очень точно заметил, что о Пушкине всегда хочется сказать так много, что, наговорив уйму глупостей, невольно умолкаешь от бессилия выразить невыразимое. Я не считаю себя исключением из этого правила, за что и приношу свои извинения. Да, вот забыл сказать еще одно, как всегда, может быть, самое главное:

ЖИЗНЬ ПУШКИНА, КАК И ЖИЗНЬ ХРИСТА, БЫЛА ПРИНЕСЕНА В ЖЕРТВУ НАШЕГО СПАСЕНИЯ…

Как Cолнце, Он — вне нашего закона!

Его Искусство, как Вселенский Мир,

И лик Его — Всевышнего икона,

Кто Жизнь отдал за наш веселый пир!

 

Не избежал и Он распятья власти,

Озлобленной безвластием над Ним,

Но, Гений, все презрев напасти,

Воскрес за вдохновением своим!

 

И пусть при жизни не был Он святым,

Но, Дух Его возвышенный так ясен,

Так искренен, так нежен, так прекрасен,

Что кажется Он весь нам НЕЗЕМНЫМ!

ТАК БУДЕМ ЖЕ ДОСТОЙНЫ ГЕНИЯ ПУШКИНА — И НЫНЕ, И ПРИСНО, И ВО ВЕКИ ВЕКОВ…

АМИНЬ.

 г. Николаев, русский драмтеатр, 6 июня 1999 г.

А.ЗОЛОТУХИН, председатель Николаевского Пушкинского клуба, Первый заместитель председателя Украинской экологической ассоциации «Зелений свiт».

Комментарии запрещены.