Кратко о книге А.И. Золотухина,
«Гомер. Имманентная биография»,
Николаев, «АТОЛЛ», 2001, 88 с.ISBN 966-7726-21-5
Книга посвящена городу Николаеву, на земле которого родился Гомер, и является тезисами пока неизданной большой книги. В ней имеются 32 иллюстрации к следующим разделам:
От автора
1. Николаев, как Аид Гомера и Гипполай Геродота
2. К вопросу о реставрации Гилеи Геродота
3. Об Экзампее Геродота и победе скифов над Дарием
4. О реставрации итенерария плавания Одиссея
5. К вопросу об имманентной биографии Гомера
6. О возможности установления киммерийско-скифского имени Гомера
7. Пектораль Б.Н. Мозолевского, как симбиоз греко-скифской культуры
8. К вопросу о возможном захоронении Гомера на острове Березань
9. О причащении к святым тайнам Гомера (послесловие)
Список источников
Приводим краткое содержание каждого из разделов книги:
От Автора
Во вступлении говорится о том, как и каким путем, создавалась гипотеза о киммерийско-греческом происхождении Гомера. Отмечено, что основным методом при попытке создания биографии Гомера было то, что он был по заключению многих исследователей, в том числе А.Ф. Лосева, имманентным автором. А это означает, что в свои произведения Гомер вкладывал черты собственной жизни. Указаны основные источники работы и исходные предпосылки. Отмечено, что тезисы изданы с целью научной апробации гипотезы, с надеждой на то, что будут получены существенные замечания для учета при издании большой книги.
1. Николаев, как Аид Гомера и Гипполай Геродота
Поскольку до настоящего времени исследователи так и не сошлись во мнении, где находился мыс Гипполай и храм Деметры на нем по указаниям Геродота, автором высказано предположение о том, что этим местоположением вполне могла быть территория полуострова, на котором находится ныне г. Николаев. Слово Гипполай имеет два перевода с греческого языка: «Большой лев» и «Конный народ». Внешние контуры Николаевского полуострова вполне могут быть истолкованы, как фигура льва, а то, что здесь жили киммерийцы и скифы, которые считаются конным народом, это не вызывает сомнения ни у кого. Основные аргументы, почему Гомер располагал Аид на Николаевском полуострове сводятся к следующему. Раскладка общего маршрута плавания Одиссея, приведенная в 4-м разделе книги, говорит о том, что островом Эя можно считать остров Березань, расположенный возле г. Очакова. Во-вторых, в «Одиссее» говорится о том, что, когда Одиссей жил на острове Эе у Цирцеи, то по дороге в Аид, он должен был поперек переплыть реку Океан. По общему мнению, под рекой Океан во времена Гомера имелась в виду река Борисфен (нынешний Днепр), а направление «поперек» указывает на Николаевский полуостров. В-третьих, единственное упоминание киммерийцев в «Одиссее» связано с «народом и городом киммерийским», которые находились в месте расположения Аида. Время плавания у Гомера Одиссея в Аид и направления по и против течения вполне совпадают с геофизическими реалиями Днепро-Бугского лимана. Аид омывала река плача Коцит, на роль которой вполне может быть отнесена, названная Геродотом река Гипанис (ныне Южны Буг), соленость воды которой отмечена Гомером. Она же остается соленой рекой и доныне. Вторая река Стикс (ныне Ингул), сливается у Николаевского полуострова (Аида) с Коцитом (Южным Бугом). Роль реки Перифлегетона, по-видимому, была отведена реке Борисфен (ныне Днепр), а, точнее, Днепро-Бугскому лиману. Не менее важными аргументами в пользу того, что на Николаевском полуострове находились киммерийские города, являются сведения Помпония Мелы о том, что здесь находилось два города Борисфенида и Ольвиополис. Из «Хроники» Евсевия следует, что эти города существовали в 647 или в 646 гг. до н.э., т.е. задолго до основания Ольвии, а это означает, что они действительно были киммерийскими. Гомер описал эти два города в картине, исполненной Гефестом, на щите Ахилла в «Илиаде». Расположение Аида на мысе Гипполай (на Николаевском полуострове) объясняет почему здесь был размещен храм Деметры. Согласно мифа о дочери Деметры Персефоне, которую взял себе в жены царь Аид, Деметра искала свою дочь по всей земле, а когда нашла, то поселилась возле Аида, а жители выстроили храм в ее честь. Летом Персефона гостила у матери дома, т.е. в храме (поэтому в природе все расцветало), а на зиму уходила к мужу своему в Аид (жизнь вся замирала).
2. К вопросу о реставрации Гилеи Геродота
Гилея с древнегреческого переводится, как Лесистая. Обычно принято отождествлять Гилею с Кинбурнской косой. На самом деле границы ее более обширны. Уточнить их можно, если правильно отождествить реки, перечисленные Геродотом, с нынешними реками Украины. Отождествление Истра с Дунаем, Тираса с Днестром, Гипаниса с Южным Бугом, Борисфена с Днепром и Танаиса с Доном ни у кого из исследователей не вызывает сомнения. Разночтения относятся, к указанным Геродотом рекам Пантикап, Гипакирис и Герра. В книге приводятся аргументы в пользу того, что под рекой Пантикап следует понимать нынешнюю реку Ингул, реку Ингулец следует считать Гипакирисом, а ее приток, речку Саксагань — Геррой. Если это принять во внимание, то границы Гилеи Геродота и Аида Гомера по указаниям, содержащимся в их трудах, очерчивают их границы, проходящими через Николаевский полуостров (мыс Гипполай), Кинбурнскую косу, остров Березань (тогда полуостров Эя), остров Змеиный (у Гомера — остров Эола) и Тендровскую косу (Ахиллов Бег или Дром). Все эти места были лесистыми.
3. Об Экзампее Геродота и победе скифов над Дарием
Приведены аргументы в пользу того, что Экзампей Геродота находился между нынешними городами Вознесенском и Южноукраинском. Рассмотрена история похода Дария на Скифию в описании Геродота, а также других авторов. Впервые высказано предположение о том, что было не два похода Дария на Скифию в разное время, а один — летом в одно время от 514 до 512 г. до н.э. Это объясняет многие непонятные поступки скифов в этой первой, известной нам, отечественной войне. Понимая, что у скифов нет городов, а кочевники могут уйти от противника куда угодно, он разработал следующую тактику. Северные скифские племена, он предупредил дипломатически о том, что, если они не будут заодно с царскими скифами, то он не пойдет на них войной. На юге находилось Черное море. По-видимому, Дарий, проведший глубокую разведку в Скифии, разбил свое 700 тысячное войско на две части. Одну часть, в составе 300, или чуть меньше, тысяч воинов, за месяц или два до своего наступления, направил тихо и без шума через Дербентский проход, вдоль Каспийского моря, чтобы перекрыть возможный отход скифов на восток и растянуть силы скифов между двумя фронтами. После разгрома скифов Дарий рассчитывал соединиться обеими частями войска, вероятно, у порогов на Днепре, где можно было перейти реку без переправы. Сам же Дарий с 400 тысячным войском шумно наступал с запада, перейдя Босфор и Дунай с помощью греческих кораблей. Из анализа текста Геродота, описывающего эту войну, понятно, что скифы разгадали тактику Дария. Несмотря на то, что на общем совещании скифов северные скифы отказались-таки участвовать в войне и царские скифы, с рядом других соседних племен, оказались в составе примерно 300 против 700 тысяч войска Дария, они разработали следующую тактику. Война велась партизанскими методами: нападали ночью, засыпали колодцы, уничтожали пищу, не вступали в открытые сражения. Быстрая конница сарматов во главе с их царем Скопасисом была направлена Идантирсом на восток с целью завлечь восточную часть войска Дария в леса и там их, бросив, быстрым маршем должна была вернуться к основным силам скифам и уже вместе с ними дать, если необходимо открытый бой. Персидское войско не было таким мобильным, как у скифов, из-за наличия пеших воинов. Это давало возможность выиграть время для противостояния основной части войск Дария. Когда Скопасис вернулся с востока, то Идантирс направил его к переправе на Дунае, которую осуществляли греки. Но, он почему-то не сжег корабли, а дал им возможность отойти от берега. Греки предупредили Дария об этом и когда скифы выстроились на открытую битву с Дарием в Экзампее, тот неожиданно ночью ушел с войском к переправе. Вероятно, этому способствовали два сообщения о том, что восточное войско не пришло к переправе на Гипанисе(Днепре), а также то, что Скопасис был уже на Истре (Дунае). Но, опять-таки скифы не тронули это медленно продвигавшееся войско, растянувшееся в степях на сотню километров, давая возможность ему переправиться через Дунай. Ответ на все эти вопросы один — скифы, отпустив войско Дария, кинулись на восток, чтобы разгромить вторую часть его войска. Если бы они ввязались в битву, то вторая половина вполне могла бы подоспеть, да и сил для борьбы со второй частью войска было бы меньше. В память об этой победе скифы отлили бронзовый котел. Приводятся оценки его размеров. Каждый год в день победы, они собирались в Экзампее и пили из этого котла вино. Высказано предположение, что котел может находиться на дне Ташлыкского пруда-охладителя ЮУ АЭС.
4. О реставрации итенерария плавания Одиссея
Вслед за академиком К.М. Бэром (1792-1876) высказано предположение о том, что основная часть описания Гомером плавания Одиссея относится к Черному, а не Средиземному морю. Если внимательно вчитаться в текст «Одиссеи», то окажется, что каждый признак, свойство, качество той или иной местности, описанной Гомером, можно найти в реальности. Точно также, как Г. Шлиман поверил описанию Гомера и нашел местоположение Трои там, где ее не искали. Для каждого определения местности в книге дается обоснование почему это так и из каких слов Гомера это следует. При учете всех характерных признаков описания Гомером всех реалий местности, Средиземноморский итенерарий не выдерживает критики. Ибо, например, в Неаполе нельзя разместить Аид, хотя бы потому, что там не отождествлялась река Океан и там не жили киммерийцы и т.д. и т.п. Общий маршрут Одиссея выглядит таким образом.
Первая часть плавания 12-ти кораблей Одиссея относится, действительно, к плаванию в Эгейском море до посещения страны лотофагов. Последней у Гомера называется город Эдайн-Элайн-Киммерида, в котором он жил, расположена на Европейском берегу пролива Геллеспонт (Дарданеллы), напротив Трои. Так что, под Итакой следует понимать именно этот полуостров, а не реально существующий остров на западе Греции. Под островом Коз следует понимать остров Имралы в Мраморном море. Рядом у мыса Бузбурун находится гора Тан, вероятно, бывшая при Гомере вулканом, давшего ему образ Циклопа. Далее корабли Одиссея благополучно прошли Босфор по течению, которое, судя по описанию Гомера, в то время было противоположным нынешнему из Мраморного моря в Черное. При попутном южном ветре корабли дошли до плавучего острова Эола, под которым следует понимать остров Змеиный. Плавучим он называется потому, что и сегодня еще он обтекается мощным течением Истра (Дуная) так, что не только на его берегу, но даже при взгляде с самолета создается впечатление, что остров будто бы плывет. Далее, после неудачной попытки возвращения домой они снова вернулись к острову Эола, тот их не принял, и от него корабли попали в бухту листригонов, о которой справедливо писал академик Бэр, что это Балаклавская бухта. Там их застало землетрясение, которое уничтожило все корабли, кроме корабля Одиссея, на котором он и прибыл к острову Эи (Березань), где жила Цирцея. У нее Одиссей прожил год или два, оттуда плавал в Аид (Николаев) к прорицателю Тиресию. Затем он отправился домой мимо острова Сирен (Карадениз богаз или ложный Босфор) через пролив, ныне называемый Босфором, мимо скал Симплегад (ныне камни возле бухты Румели-Кавагы), Сциллы (ныне гора Юша) и Харибды (водоворота возле мыса Месар) корабль Одиссея прибыл на остров (ныне Принцевы острова), где обитали священные быки Гелиоса. После того, как спутники Одиссея съели священных быков, Гелиос разбил корабль, а Одиссея, спасшегося на мачте и киле корабля, понесло течением и попутным ветром через пролив Босфор в Черное море, где подхватило течение, ныне называемое кольцами Книповича, которое вынесло его на остров Огигский (берег Крыма). Там у нимфы Калипсо он прожил 7 лет. Оттуда на построенном плоту, на этот раз использовав течение второго кольца Книповича, он достиг острова феаков Схерии (ныне г. Батуми), а те его уже отвезли на своем корабле домой. Автор книги в 1984 г. обследовал описанные Гомером места в Крыму и на Кавказе. В Батуме, где предположительно находился остров Схерия, в краеведском музее нашлось фото золотого юноши, в точности соответствующего описанию таких светильников, стоявших во дворце Ареты и Алкиноя. Это было первое предметное доказательство высказанной гипотезы.
5. К вопросу об имманентной биографии Гомера
Высказано предположение о том, как с помощью числа гекзаметров Гомер мог зашифровать в текстах своих произведений место (там, где находится Аид, ныне г. Николаев) и дату своего рождения в «Одиссее» (15.09.657 г. до н.э.) и время начала Троянской войны (14.09.619 г. до н.э.) в «Илиаде». Матерью Гомера была гречанка, привезенная из Сидона (Сайда) на финикийском корабле для киммерийского царя Лика (в «Одиссее» он назван Лаэртом), жившего в Гилее (г.Николаев). На основании указаний, оставленных в «Илиаде», «Одисее» и других мифов составлена биография Гомера, которую условно можно разделить на 8 периодов жизни, здесь везде указаны годы до н.э.:
1. Борисфенидский (657-642 гг.) — детство и юность в Гилее (Аиде), бегство из Гилеи (Николаев) на финикийском корабле с матерью к отцу в г. Эдайн-Киммерида;
2. «1-й Киммеридский»(642-640 гг.) — жизнь в Эдайне-Киммериде, обучение у отца морскому делу и поэзии у Аристея Проконесского;
3. «Подвиги Геракла»(640-628 гг.) — служба у Троянского царя Париса-Эврисфея, женитьба на Мегаре, рождение у Цирцеи Агафирса, Гелон и Скифа (629-627 гг.);
4. «Египетский период»(628-620 гг.) — служба у египетского царя Псамметиха 1-го, пребывание в Финикии, принятие для себя нового имени Гомер, на основе имени сына Иафета Гомера, эпонима племени киммерийского из Пятикнижия Моисея (Ветхого Завета), возвращение в Эдайн-Киммериду, женитьба на Пенелопе, рождение Телемаха (620 г.);
5. «Троянская война» — (620-610 гг.)
6. «Одиссея в Черном море»(610-600 гг.) — пребывание 2 года на острове Эи (Березань) у Цирцеи; плавание на плоту в страну феаков на остров Схерию (Батуми), начало работы над «Илиадой» и «Одиссеей», возвращение домой на корабле феаков, откуда, после избиения женихов, переехал в Каллиополь, город на азиатском берегу Пропонтиды (ныне Мраморное море).
7. «Каллиопольский» (600-590 гг.) — завершение двух эпосов «Илиады» и «Одиссеи».
8. «2-й Киммеридский» (590-581 гг.) — возращение домой в Эдайн-Киммериду, создание мифов и гимнов, гибель от руки Телегона и возвращение тела на остров Эю (Березань) для захоронения.
6. О возможности установления киммерийско-скифского имени Гомера
Археологи и сегодня еще не могут провести резкой грани между киммерийской и скифской культурами. Судя по всему, связи киммерийцев и с греками были родственными, т.е. они были гораздо теснее, чем у скифов с греками. Можно говорить даже о преемственности этих связей у скифов, которые вытеснили киммерийцев из Северного Причерноморья в середине VII в. до н.э. Гомер был последним киммерийским царем, изгнанным из Гилеи, где вожди киммерийские перебили друг друга, вероятно именно поэтому он и разместил на мысе Гиполае (Николаев) Аид, как царство мертвых своего племени. Посетив Египет и Финикию, он познакомился с Пятикнижием Моисея и принял для себя имя Гомер, как библейский эпоним своего киммерийского племени. На греческом языке это слово означало «слепец» или «заложник». Гомер явно эксплуатировал первое значение слова, но по сути оставался в греческой культуре заложником своего киммерийского происхождения. Геродот прибыв на эту землю записал со слов греков пантеон скифских богов, который начинался с легендарного Таргитая. Сказанное позволяет проводить семантический анализ имен киммерийско-скифских вождей на основе толкования частей слов, из которых они составлены. В связи с этим высказано предположение о том, что имя Гнур, могло быть сокращенным термином от «гноримос — известный, знаменитый» для скифского обозначения имени Гомера. Далее на основе семантического анализа вместе с историческими сведениями, приведенными, прежде всего Геродотом, и других источников восстановлена родословная Гомера, которая выглядит так: Таргитай (810-740 гг. до н.э.??) → Липоксай, Арпоксай, Колаксай → Лигдамис + Пифо (дочь Арпоксая) → Спаргапиф (Сандакшатру) → Пан, Лик (Лаэрт, отец Одиссея) → Гнур (Гомер, 657-581 гг. до н.э.) → Скиф, Анахарсис (Телемах), Савлий (Телегон) → Индартис → Ариант → Ариапиф → Скил, Октамасад → Атей (429-339 гг. до н.э.)
7. Пектораль Б.Н. Мозолевского, как симбиоз греко-скифской культуры
Показано, что золотая скифская пектораль, найденная Б.Н.Мозолевским в кургане Толстая Могила, является ярким свидетельством греко-скифского символизма и знаковости. Значительный вклад в истолкование сюжета пекторали, как греко-скифской космограммы, сделан Д.С. Раевским. Впервые М.В. Русяева обратила внимание на то, что в центре композиции изображены скифский и греческий цари и указала на отличие этих культур на левой и правой части пекторали. Она же указала на сходство скифского царя с известными изображениями Атея. В книге продолжен семантический анализ композиции пекторали. Высказано предположение о том, что в центре пекторали изображены Гомер и Атей, держащие золотое руно. Известно, что скифский царь Атей родился в 429 г. до н.э. и, как показано выше, это случилось ровно через 200 лет после похода аргонавтов за золотым руном. Из сказанного в 5-м разделе книги выяснено, что Атей в 6-м колене был потомком Гомера. На пекторали это нашло выражение в размещении по кругу 6-ти пар животных и птиц матерей с детенышами, это должно символизировать число поколений их разделяющее. Нижний ярус пекторали явно посвящен подземному миру и видимо не случайно. Именно 200-летие со дня кончины Гомера в 381 г. до н.э. могло послужить поводом к созданию пекторали. К этой дате, а сюжетно также к 200-летию похода аргонавтов, вероятно, и было приурочено изготовление пекторали. С учетом сказанного можно считать пектораль прямым материальным подтверждением, высказанной выше гипотезы о киммерийском происхождении Гомера.
8. К вопросу о возможном захоронении Гомера на острове Березань
Из мифологии известно, что Одиссей погиб от рук собственного сына Телегона. По указанию матери (Цирцеи) он разыскивал отца и, попав в Итаку (Эдайн-Киммериду), напал на стадо. Гомер вышел защищать свое имущество и был смертельно ранен копьем, на конце которого был укреплен ядовитый шип морского ската. Оплакав убийство отца, Телегон, очевидно по завещанию Гомера, увозит с Телемахом и Пенелопой тело отца на остров Эю (Березань). В 1900 г. на острове Березань Скадовский на древнегреческом некрополе находит камень с эпитафией. Камень сегодня пропал, но сохранилось фото граффити на нем. Его расшифровал крупный эпиограф В.П. Яйленко. Часть текста на камне не читается и Яйленко сделал предположение как их можно читать. Вот его перевод текста: «Меня, памятник погибшего Мастора, сына Берта, поставил Аристоним»
Автор книги уточнил это чтение и дал равноценный по числу нечитаемых букв вариант:
«Мастора сына Лаэрта, погибшего, Аристоним меня, памятник, поставил». Это одно небольшое уточнение уже дает возможность считать, учитывая, что отцом Одиссея был Лаэрт, эту эпитафию, относящейся к Гомеру. Дальнейшее уточнение нечитаемого текста дает возможность в образованном из записи акротелестихе прочесть не только прямое упоминание имени Гомера, но и определить дату рождения, подтверждающую ту, что была получена из текстологического анализа «Одиссеи». Если учесть, что совпадающие даты получены из совершенно разных источников, то это можно уже считать подтверждением гипотезы. Кроме того, в самой эпитафии содержится и дата кончины Гомера, которую можно определить с точностью до одного месяца. До этого можно было высказать лишь предположение о примерном времени гибели Гомера.
9. О причащении к святым тайнам Гомера (послесловие)
Исторически на роль родины Гомера претендовало около 20-ти городов Древней Греции. Платон писал, что «Гомер воспитал всю Грецию». На панафинейских играх многие читали «Илиаду» и «Одиссею» наизусть. Особой любовью Гомер пользовался в Северном Причерноморье. Это видно из трудов Страбона и Борисфенитской речи Диона Хрисостома, побывавшего в Ольвии в 95-м г. н.э. Последнее свидетельство любви ольвиополитов к Гомеру особенно важно, ибо через 700 лет в самой Греции интерес к Гомеру заметно поостыл. Собственно говоря, это продемонстрировал и сам Дион Хрисостом. Зато ольвиополиты чуть ли не оскорбились, когда он пренебрежительно отозвался о Гомере. Многие из них наизусть читали Гомера и почитали его и Ахилла, как богов. Возникает вопрос, в чем источник такой неиссякаемой любви? Уж, не в том ли, что они считали Гомера своим земляком?! Не потому ли сама Ольвия, будучи расположенной между полуостровом, где Гомер разместил Аид (ныне г. Николаев) и где он родился, по собственному признанию, и полуостровом Эи (ныне остров Березань), где почил Поэт, фактически стала памятником счастливого сосуществования греческой и скифско-сарматской культур на протяжении почти целого тысячелетия! Далее уделено внимание генезису и логике развития идей, которые привели автора к созданию этой книги.
Полная версия книги на английском языке приведена здесь на сайте.