Великий русский композитор Николай Римский-Корсаков, как и большинство представителей его древнего дворянского рода, начинал свой жизненный путь со службы в военно-морском флоте. Музыка и военная служба долгое время шли рядом в его судьбе.
Юношей, во время обучения в Морском корпусе, Николай Андреевич сближается с музыкальным кружком, возглавляемым М.А. Балакиревым и впоследствии названным «Могучей кучкой». Занятия музыкой не прерывались и в кругосветном плавании, которое 18-летний гардемарин Римский-Корсаков совершил на клипере «Алмаз». Несомненно, это путешествие долгие годы питало творчество композитора и впоследствии нашло яркое воплощение в таких непревзойденных произведениях морской тематики, как музыкальная картина «Садко» и одноименная опера.
В 1871 году, будучи еще на военной службе, Николай Андреевич был приглашен в качестве преподавателя в Петербургскую консерваторию. В мае 1873 года в Морском ведомстве впервые учреждается должность инспектора музыкантских хоров (так тогда назывались оркестры), на которую был назначен лейтенант Николай Римский-Корсаков с переименованием в коллежские асессоры. С этим назначением служба для него стала гражданской и продолжалась вплоть до упразднения инспекторской должности в 1884 году.
В обязанности инспектора музыкантских хоров входило попечение о комплектации инструментами, выборе пьес и возможно лучшем их исполнении, а также содействие приисканию способных и знающих свое дело музыкантов. Исполняя эти обязанности, Николай Андреевич организовал ряд концертов соединенных военно-морских хоров в Кронштадте и дважды побывал с инспекцией в Николаеве. Вот как об этом сам композитор пишет в книге «Летопись моей музыкальной жизни»: «Весною 1874 года я получил назначение отправиться на лето в Николаев для переформирования тамошнего портового хора музыкантов из медного в смешанный, с деревянными духовыми инструментами. Я рад был этому назначению и вместе с женою и маленьким Мишей, по окончании консерваторских экзаменов, направился в Николаев». Оба раза Римский-Корсаков останавливался в одном из флигелей здешнего дворца. Флигели до наших дней не сохранились, а в здании дворца теперь находится Музей судостроения и флота.
В первый свой приезд в Николаев композитор много, увлеченно работал с оркестрантами и неплохо отзывался о них; инструментовал, а также писал музыку для духовых оркестров. В Николаеве Римские-Корсаковы познакомились с семействами Небольсиных и Казнаковых и часто бывали у них. К.В. Небольсин был председателем местных отделений обществ Красного креста и Спасания на водах, а Н.И. Казнаков — морским офицером, дослужившимся впоследствии до чина адмирала. 4 июля 1874 года Римские-Корсаковы выехали в Крым (Ялта, Севастополь, Бахчисарай), а в середине июля Николай Андреевич, отправив семью в Петербург, вернулся в Николаев и продолжал занятия с музыкантскими хорами вплоть до 27 июля и затем через Крым выехал домой.
Во второй раз композитор прибыл в Николаев 5 июня 1881 года. Он приехал один, тосковал по своей семье. Сохранилось одиннадцать писем Николая Андреевича к жене, посланных им тогда из Николаева. В день приезда он пишет Надежде Николаевне: «Поместили меня во дворце, дали целые 3 комнаты, выходящие на большой двор (если помнишь), у окон — акации». В других письмах он рассказывает о семьях Небольсиных и Казнаковых, напоминает о пейзаже, который открывается с крутого берега Ингула.
Из писем мы узнаем, что служба инспектора музыкантских хоров к этому времени стала тяготить композитора. К тому же он находился еще под впечатлением недавней трагической смерти М.П. Мусоргского. Ему предстояло завершить ряд его неоконченных произведений, и прежде всего — оперу «Хованщина».
Из объявлений в газете «Николаевский вестник» известно, что последний приезд сюда Римского-Корсакова завершился концертами при участии оркестры Николаевского порта, 2-го Черноморского экипажа и Хора черноморских певчих под управлением Н.А. Римского-Корсакова, 20 и 21 июня 1881 года. Сборы от концертов были переданы в пользу обществ «Красного креста» «Спасания на водах» и Благотворительного общества.
В 1892 году в Николаеве была открыта первая в городе музыкальная школа, которой в 1914 году в связи с 70-летием со дня рождения композитора было присвоено имя Н.А. Римского-Корсакова. В 1979 году в этой школе создана комната-музей великого музыканта. В ней собраны материалы, освещающие жизненный и творческий путь Римского-Корсакова. Центральное место занимает экспозиция о его пребывании в Николаеве. Музей создавался на общественных началах преподавателями школы Л.А. Борисенко, В.М. Бондаренко, О.П. Волковой, Е.И. Золотухиной, М.А. Равич при поддержке директора школы А.С. Кулагина и под руководством заведующей учебной частью Г.А. Григоренко. Очень ценную помощь оказали при этом директора мемориальных музеев Н.А. Римского-Корсакова в Ленининграде и Тихвине — Л.П. Турская и Л.А. Степанова.
Организаторам музея удалось установить, что с 1890 года в Николаеве жил и работал Дмитрий Васильевич Попов, композитор и дирижер, воспитанник Петербургской консерватории по классу Н.А. Римского-Корсакова. Найдены фотография Николая Андреевича с автографом, подаренная Попову в 1887 году, а также две рукописи сочинений Д.В. Попова. Одно из них — «Увертюра для оркестра» — исполнялось на симфонических концертах в Павловске. Второе — «Триумфальный марш»- написано для первой Ремесленной выставки, организованной в 1896 году в Николаеве. Создатели музея продолжают поиски материалов Н.А. Римского-Корсакова в Николаеве, а также других экспонатов, которые могут послужить созданию музея истории музыкальной культуры Николаевщины.
В декабре 1977 года рядом со школой установлен бюст Н.А. Римского-Корсакова работы местного скульптора О.А. Здиховского. Открытием музея и памятника великому композитору завершено создание своеобразной заповедной зоны на Адмиральской улице, где рядом с Музеем истории судостроения и флота установлены бюсты таких выдающихся русских адмиралов, как П.С. Нахимов, Ф.Ф. Ушаков, М.П. Лазарев, Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.А. Корнилов и Г.И. Бутаков. Благодарные потомки, трудящиеся Николаева, отдавая дань заслугам великого композитора перед родиной, поставили Н.А. Римского-Корсакова в один ряд с самыми выдающимися адмиралами русского флота.
Опубликовано в журнале «Музыкальная жизнь», № 4, февраль 1982 г.
P.S. Около 20-ти лет продолжалось моё знакомство и сотрудничество с внуком композитора А.В. Римским-Корсаковым (1910-2002), ученым с мировым именем, профессором, доктором физико-математических наук, заведующим отделом Акустического института АН СССР, аспирантом которого я состоял в 1968-1969 гг. Человек высочайшей культуры, интеллигент, большой знаток музыки, талантливейший специалист и вместе с тем удивительно скромный, располагавший к себе людей. Он легко общался на многих языках и свободно ориентировался во многих областях физики. Несколько позднее, я уже, как Главный акустик ЦНИиПИ «Тайфун», выполнял с его отделом совместные научно-исследовательские работы по акустике. Именно это обстоятельство способствовало, наряду с моими частыми командировками в Ленинград и Москву, где жил и работал Андрей Владимирович, тому, что я вызвался помогать созданию музея Н.А. Римского-Корсакова в Николаеве и осуществил связи его с музеями в Ленинграде и Тихвине, где родился композитор. Подлинным событием для нашего музея стал приезд А.В. Римского-Корсакова со своей супругой в Николаев в сентябре 1984 г., т. е. через 110 лет после первого приезда сюда его знаменитого деда.
А.В. Римский-Корсаков и Автор